Катя Бочавар: «Во все, что мы создаем, мы вовлекаем жителей Выксы» Забронировать
Номер
Новости

Катя Бочавар: «Во все, что мы создаем, мы вовлекаем жителей Выксы»

16 июн. 2023 г.
Арт-директор «Выкса-фестиваля» и директор галереи «ГРАУНД Солянка», недавно превращенной в музей звука, рассказывает, зачем ехать в Выксу в этом году и как вовлечь в искусство всех вокруг

16.06.2023

Название нынешнего «Выкса-фестиваля» звучит как «Все включено». Что имеется в виду?

Название содержит долю иронии: конечно, всем нам знаком формат all inclusive пятизвездочных гостиниц. Помимо шутливой игры слов, название разворачивает нас к главной идее проекта — включенности, инклюзивности в самом широком смысле. «Выкса-фестиваль» — это место для диалога людей разных взглядов, статусов, интересов. Фест включает художников в городскую среду, градообразующее предприятие Выксы, завод ОМК — в культурный слой города, а Выксу — в культурную повестку страны, делая ее известной далеко за пределами Нижегородской области. Фестиваль включает в себя не только практики современного искусства, музыку и театр, но и спорт, детские мастерские, кинопоказы, рукоделие, огородничество, кулинарию и так далее.

У фестиваля сменяются кураторы, обогащая Выксу новыми смыслами, меняя город к лучшему. Одни развивали парковую архитектуру, другие — монументальную живопись, третьи шли в сторону перформанса. Те, кто ездит на фестиваль регулярно, без труда заметят эти перемены. Мой фест — о культуре городской жизни и о возможности использовать современное искусство как язык коммуникации на любую тему. И каждое событие программы включает жителей Выксы. Нет ни одного концерта, ни одной выставки, в которых они не принимали бы участия. В этом году «особенные люди», люди с инвалидностью, станут равноправной и активной частью фестиваля. Те, кто борется с трудностями каждую минуту своей жизни, всем нам могут дать пример того, как справляться с ними, как именно искусство может стать инструментом помощи в сложнейших ситуациях. Культура дает нам силы, укрепляет нашу волю, сплачивает нас. Это важно всегда, а особенно в наши дни. Мы мечтаем о том времени, когда физические и ментальные особенности перестанут быть инклюзией, а станут просто особенностью, как цвет кожи или комплекция. Мечтаем и приближаем своим фестивалем.

Фестиваль в Выксе. Фото: «Выкса-фестиваль»

Фото: «Выкса-фестиваль»

А что конкретно «включено»?

Важно, что все события создаются специально для Выксы и с большим вниманием к месту проведения — промышленному моногороду вокруг металлургического завода. Мы откроемся концертом на городской площади, видео-арт к которому готовится вместе с выксунцами. Мы впервые соберем в большую выставку художников, которые трудились в ставшей уже знаменитой (и даже получившей премию «Инновация») арт-резиденции «Волна». Выставка расскажет о том, как современное искусство внедряется в город и черпает из него темы и техники. А еще мы привозим в Выксу поэтический слем и основателей этого движения в России — Андрея Родионова и Екатерину Троепольскую. Лично я очень жду концерт певца и автора песен (а по совместительству известного режиссера) Влада Наставшевса и композитора Ивана Лубенникова при участии детского хора Выксы. Любимая художница Ирина Корина проведет воркшопы с горожанами в «Студии РАЗ»… Очень большая у нас программа!

Традиционно фестиваль включает спортивную программу — от йоги в сопровождении саунд-арта до гонок на сабах. Дети будут заниматься в Студии Даниила Хармса и ставить спектакли. Мы продолжаем и расширяем проекты прошлых лет «По домам», «По углам» и «По цехам». Это уникальные форматы променад-спектаклей. «По домам»: ты приходишь в дом к человеку и узнаешь историю его жизни (это вербатим, и, конечно, он заранее готовится). «По углам» — то же самое, только на улице: во время прогулки по городу зритель встречает не знакомых ему прежде людей, которые вдруг начинают делиться своими историями. «По цехам» — прогулка с рабочими по заводу.

Фестиваль в Выксе. Фото: «Выкса-фестиваль»

Фото: «Выкса-фестиваль»

В свой лист ожиданий стоит добавить концерт студии «Окоем» и знаменитого инклюзивного театра «Круг II». Это песни людей с ментальными особенностями, написанные ими на собственные стихи и ими же исполняемые. Потрясающе весело и очень талантливо! В концерте примет участие вокальный квартет N’Caged. Его руководитель Арина Зверева, известная певица и хормейстер, — фанат этих песен. Услышав их впервые, Арина мне сказала, что они «помогают ей установить в душе покой и порядок, верить в лучшее и в людей». Ансамбль N’Caged исполнит песни на слова ребят из «Окоема», написанные современными композиторами.

Обязательно нужно посетить наш маркет на «Пятаке»! «Пятак» — это круглая площадка с эстрадой-ракушкой. Местные деликатесы и урожай с огорода, рассада, современное искусство, книги и зины, керамика, независимая анимация, лекции, инклюзивные танцы, инди-музыка, еда… Это будет очень весело и феерично. Курирует городской маркет команда художников Newnow, которая буквально поселилась в Выксе, чтобы собрать такой сложный и, не побоюсь этого слова, художественный проект.

Фестиваль в Выксе. Фото: «Выкса-фестиваль»

Фото: «Выкса-фестиваль»

А как еще вы работаете с местным сообществом?

Мой личный девиз «Процесс — это результат» стал девизом программы. Люблю слоганы! Под стратегию феста этого года придумала еще несколько. Например, «Аутсайдеры — это инсайдеры». Или: «Мы говорим на всех языках». Во второй уик-энд фестиваля современная академическая музыка заговорит на языке машин! Исследуя Выксу, я узнала про сообщество, называемое в народе «Автозвук» (официальное название — Vyksa RC). Раз в году в Выксу приезжают автомобилисты и меряются звуком своих машин. Представьте: более 100 машин начинают гудеть одновременно — кто громче! Я пригласила композитора Олега Гудачева и легендарного саунд-инженера Сергея Кочеткова посотрудничать с «Автозвуком». Олег пишет музыкальную партитуру для классических инструментов Московского ансамбля современной музыки (МАСМ), двух сопрано и 80 автомобилей. Уверена, что это будет эпохальное событие.

Фестиваль в Выксе. Фото: «Выкса-фестиваль»

Фото: «Выкса-фестиваль»

Выкса стала знаменита объектами паблик-арта, огромной коллекцией муралов. А в этом году появится что-то такого рода? Или акцент все-таки больше на перформативные вещи?

Последние два года фестиваль сместил фокус с муралов на городскую скульптуру. На время фестиваля ее размещали на «Пустом пьедестале» (объект архитектора Чарльза Ренфро, созданный в 2021 году специально для Выксы. — TANR), а затем переносили в парк. Традиция будет продолжена. Мы провели открытый конкурс на новую скульп­туру, и победителями стали Resistor Group. Будет представлена их уникальная интерактивная аудиоинсталляция. Она включает в себя голоса выксунских птиц.

Проект, которым я страшно горжусь, — «Студия РАЗ (разбей и запеки)». Под девизом «Смыслы рождают инструменты» выксунцы создают мозаичное панно из пустых бутылок из-под алкоголя. Панно «Электромозаика» будет установлено на трансформаторной будке около художественной резиденции «Волна», где оно и создавалось по моим эскизам последние два года. В этом году я передаю эстафету другим художникам, и работа студии продолжится. Важность проекта состоит в погружении в медитативную художественную практику и безвозмездности совместного труда. Ну и, безусловно, «Электромозаика» украсит город.

Фестиваль в Выксе. Фото: «Выкса-фестиваль»

Фото: «Выкса-фестиваль»

В чем вы видите особенность своего кураторского подхода? Есть ли что-то, что для вас исключено, вещи и темы, с которыми вы бы не стали работать?

Современное искусство — это не предмет, это идея, образ мыслей. Искусством может быть все что угодно. Это значит, что нет того, что не могло бы быть включено в рамки интересов куратора. Мой метод работы очень сайт-специфичен. Он всегда связан с пространством, с физическим и интеллектуальным ландшафтом, условиями и задачами проектов. Место, время, люди — из этих составляющих и складывается итоговый продукт, будь то перформанс, инсталляция или что-то еще.

Я никогда не была портфолио-куратором, набирающим проекты из звезд. Мне куда интереснее зажигать новые звезды. Для меня важно, чтобы в результате моей работы формировались разнообразные творческие сообщества, чтобы искусство собирало разных людей и их сотворчество рождало новые смыслы, открывались горизонты. Думаю, что современное искусство для того и существует. И оно невозможно без толерантности. А как стать толерантным? Быть любопытным, открыть себя миру и впустить мир в себя!


Источник информации: сайт https://www.theartnewspaper.ru